Крах реформы: Тарифы на вывоз мусора в Новосибирской области могут вырасти в несколько раз

мусор вывоз мусора баки

Фото: Валерия Шаньгина

«Мусорную» реформу, рост тарифов на вывоз твердых коммунальных отходов и монополизацию рынка обсудили депутаты и общественники на круглом столе, который организовал в Новосибирске областной комитет КПРФ. О том, как формируется тариф на вывоз ТКО и какими тарифы будут в новом году, – в материале ЧС-ИНФО.

Открывая мероприятие, второй секретарь Обкома КПРФ Ренат Сулейманов отметил, что сегодня – по оценкам депутатов – мусорная реформа в стране, и в Новосибирской области в частности, провалилась.

«По данным, которые мы имеем на федеральном уровне, 93 процента мусора как не перерабатывалось, так и не перерабатывается. Ничего не сделано. Мусор как вывозили на прежние полигоны, так туда и вывозят. Но свелось это всё к тому, что сразу выросли тарифы и продолжают расти. При этом качество работы не улучшается, с рынка выталкиваются перевозчики, идет монополизация рынка. Люди облагаются дополнительными поборами», – отметил коммунист.

Каким должен быть тариф?

С подробным докладом о тарифах на вывоз ТКО выступил заместитель председателя комитета по строительству, ЖКК и тарифам Заксобрания Новосибирской области Вадим Агеенко (фракция КПРФ). Он разложил цифры, что называется, по полочкам.

Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами Новосибирская область выбирала в 2018 году. Тогда ООО «Экология-Новосибирск» (оно и стало впоследствии регоператором) представила на конкурс документы и расчеты единого тарифа. Согласно этим расчетам, тарифы в 2019, 2020 и 2021 годах должны быть следующими:

‣ 2019 – 63,63 рубля с человека;

‣ 2020 – 62,26 рубля с человека;

‣ 2021 – 77,85 рубля с человека.

Однако на деле вышло по-другому. И не всегда в сторону потребителя.

«Тариф сложился: с 1 января 2019 года это 92,42 рубля с человека. Это был самый сложный год, потому что менялось законодательство, все проверяли. Потом антимонопольная служба вынесла предписание, и с 1 июля 2019 года тариф снизился до 88,62 рубля с человека», – пояснил Вадим Агеенко.


С приходом регоператора тарифы на вывоз и утилизацию ТКО в Новосибирске за год выросли в два, а то и в четыре раза. Например, ТСЖ «Строитель-5» стало платить в 3,98 раза больше


В 2019 году, когда с помощью аукционов определялись перевозчики мусора на следующий год, регоператор отмечал здоровую конкуренцию. Благодаря ей, удалось снизить цены на транспортировку ТКО, а значит и тарифы для населения. Таким образом, с 1 января 2020 года с человека взимали уже не 80 с лишним рублей, а 59,88.

«Как только утвердили тарифы на 2020 год, регоператор обратился в прокуратуру, прокуратура отправила обращение в ФАС России. ФАС почти полгода не принимала никаких мер. Тариф увеличился на копейку. Регоператор опять обратился в ФАС, и уже тогда появилось другое решение – тариф вырос», – отмечает депутат Заксобрания.

Так, с 1 ноября 2020 года тариф увеличился на 20 с лишним рублей – до 83,56.

В 2021 году возможно повышение тарифов еще в несколько раз.

125 рублей с человека

Недавно в Новосибирской области завершились аукционы на вывоз ТКО в 2021-2023 годах. Пять из шести контрактов получила компания «Экотранс-Н», которая входит в группу «ВИС». В эту же группу входит и ООО «Экология-Новосибирск» – региональный оператор по вывозу ТКО в регионе. Шестой контракт получило муниципальное предприятие «Спецавтохозяйство».

Практически отсутствие конкуренции (в четырех аукционах «Экотранс-Н» была единственным участником) сказалось на стоимости контрактов. Только услуги перевозчиков по сравнению с прошлым годом выросли в два раза.

Так, по подсчетам депутатов, жителю Новосибирской области пришлось бы заплатить порядка  96 рублей. Но и здесь не обошлось без «но». Им является недавнее решение ФАС России.

Причем тут ФАС?

На тариф в 2021 году повлияет принятое в июле 2020 года решение ФАС о том, что департамент по тарифам должен вернуть региональному оператору «недополученные» доходы. Антимонопольная служба сочла, что «Экология-Новосибирск» недополучила порядка миллиарда рублей. Соответственно, эти средства нужно собрать в 2021 году с населения, то есть включить их в тариф.

«В тариф на 2021 год нужно добавить 983 миллиона и 483 миллиона рублей.  Таким образом, по расчетам, тариф будет равен 125,94 рубля», – заключил Вадим Агеенко.


Расчетный тариф по результатам торгов – 95,91 рубля с человека. Однако, исходя из решения ФАС, тарифы могут вырасти до 125,94 рубля с человека


Отметим, что вызывает вопросы и внезапный уход с рынка крупнейшего перевозчика мусора в Новосибирской области. Депутаты полагают, что расторжение контрактов ООО «Айсберг» с «Экологией-Новосибирск» не было случайным – именно оно повлияло на решение ФАС и на соответствующее повышение тарифов.

При этом сообщается, что в следующие три года компания–перевозчик продолжит работу в Новосибирской области внутри компании «Экотранс-Н».

Еще одна прослойка?

Компания «Эконтранс-Н», которая с нового года начнет вывозить твердые коммунальные отходы почти со всей территории Новосибирской области, по сути, будет являться еще одним посредником в распределении средств.

Как отметил Вадим Агеенко, новая организация будет получать деньги от «Экологии-Новосибирск» и платить их своим субподрядчикам. Правда, платить меньше, потому что часть денег нужно оставить в компании.

«Видится профессиональный рекет, захват рынка одной из московских компаний. Наши субподрядчики, которые раньше вывозили мусор, в силу различных обстоятельств уже не могут это делать. И фактически сейчас рынок монополизирован, поскольку эти структуры, которые будут вывозить ТКО – это “придаток” “Экологии-Новосибирск”», – добавил руководитель ассоциации «ЖКХ-контроль» Ян Бурдинский.

«В 2017-2018 годах, когда мы вывозили твердые бытовые отходы (ТБО), на рынке была конкуренция. Если в квартире в 50 квадратов жили два человека, то тариф был равен 50 рублям с человека. В эти 50 рублей входили услуги по сбору, накоплению и транспортированию. С этих же денег мы платили за утилизацию полигонам. Этого вполне хватало. Но появляется регоператор, фактически “кассир”, и мы получаем увеличение тарифов для населения и монополизацию рынка», – заметил Андрей Харламов, представитель компании-перевозчика, которая  стала жертвой «мусорной» реформы и вынужденно ушла с рынка Новосибирской области.

И Ян, и Андрей обратили внимание на необходимость введения нескольких региональных операторов. Коммунисты отметили, что депутаты еще на заре мусорной реформы рекомендовали губернатору утвердить два или три региональных оператора.

«Мы понимали, что сборы могут не пойти, методики, что-то может не получится, регоператор может просто разориться и уйти. Отсылали это Владимиру Городецкому, но к нам не прислушались», – добавил он.

Поддержала выступающих и Светлана Миронова – руководитель Новосибирской областной общественной организации «Школа грамотного потребителя Светланы Мироновой». Она предложила собрать факты многочисленных нарушений со стороны регионального оператора и обратиться в ФАС. Так, в числе нарушений она назвала длительное отсутствие приема граждан, невыполнение обязательств по почтовой рассылке предложений о заключении договора и проектов этого договора, а также неисполненные обязательства перед подрядчиками.

«Почему бы нам сейчас не предоставить в ФАС свои документы? Может быть, мы снизим тариф», – заключила она.

Участники круглого стола, среди которых были и депутаты, приняли решение разработать рекомендации и направить их во фракции КПРФ в Горсовете и Заксобрании.

 

Читайте также:


Поделиться:

Яндекс.ДзенНаш канал на Яндекс.Дзен

Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или обращайтесь по телефону +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и через социальные сети: Вконтакте, Фэйсбук и Одноклассники

Новости партнеров:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.