Стратегия развития или деградации? Изучаем главный документ для Сибири

Правительство утвердило новую Стратегию социально-экономического развития Сибирского федерального округа до 2035 года. Документ уже вызвал немало критики, ведь взятый за основу кластерный подход подчеркивает сырьевую роль региона. Однако, при ближайшем рассмотрении, предложенный план оказался не так однозначен.

«Без меня меня женили»

С самого начала, когда было объявлено о принятии Стратегии – это вызвало недоумение. Ведь документ был подписан внезапно, хотя его общественное обсуждение еще продолжалось. В итоге в разработанный в Москве текст не вошли многие важные предложения Сибиряков.

И это при том, что существуют серьезные дискуссионные площадки, на которых этот важнейший документ мог быть подробнейше обсужден. Например, темой Красноярского экономического форума как раз было обозначено развитие Сибири. Да, теперь на КЭФе можно будет предлагать и рассматривать различные механизмы и пути реализации данной стратегии. Уже заявлено, что там будет представлена разрабатывающаяся сейчас Дорожная карта по её реализации, где речь пойдет о подготовке конкретных проектов. Её разработкой занимаются Межрегиональная ассоциация «Сибирское Соглашение» и ученые СО РАН.

Но сам тот факт, что основа стратегического документа была принята без учета пожеланий самой Сибири – отлично отражает отношение Федерального центра к регионам. Не удивительно, что Стратегию сразу начали активно критиковать.

Так, губернатор Новосибирской области Андрей Травников отметил, что она не отвечает чаяниям сибиряков. «Такое ощущение, что судьба Сибири – это копать недра и переплавлять их в металлы на первом этапе передела», — сказал он.

А председатель Сибирского отделения Российской академии наук Валентин Пармон отметил, что в документе не учтен ряд важных моментов и выразил надежду, что это можно будет исправить при разработке дорожной карты. «Данная стратегия социально-экономического развития СФО была подготовлена специалистами Минэкономразвития без участия специалистов из Сибири», — добавил он.

Напомним, принятая Стратегия развития Сибири предполагает кластерный подход. При этом еще в начале прошлого года куратор СФО вице-премьер Виктория Абрамченко назвала восемь кластеров, уготованных региону: “Лес, лесохимия и лесопереработка”, “Переработка алюминия”, “Цветные и редкоземельные металлы”, “Драгоценные металлы”, “Туризм”, “Сельское хозяйство и пищевая промышленность”, “Нефть и газ”, “Уголь”. Позже озвучивались и другие предложения, в частности, «научно-образовательный кластер», который должен был базироваться в Томске. Однако почему-то в окончательный документ эта инициатива не вошла.

При этом в основном обсуждение Стратегии в СМИ сейчас строится на основе краткого сообщения Правительства РФ. Однако при более внимательном изучении выясняется, что не всё так однозначно. Посмотрим же на важнейший для Региона 46-страничный документ (называется он: Распоряжение Правительства РФ от 26.01.2023 №129-р), определяющий нашу жизнь на ближайшие десятилетия, более внимательно.

Подробности

Для начала отметим, что Стратегия социально-экономического развития СФО принята лишь до 2035 года, то есть всего на 12 лет. С другой стороны, учитывая изменчивость мировой ситуации, возможно, на более долгий срок планировать действительно нет смысла. Напомним также, что реализация стратеги запланирована в три этапа: 2023 — 2025 годы (реализация наиболее проработанных, находящихся в высокой стадии готовности инвестиционных и инфраструктурных проектов), 2026 — 2030 годы (масштабные трансформации социально-экономического развития в связи с реализацией крупных инфраструктурных проектов) и 2031 — 2035 годы (выход экономики на более высокий уровень самодостаточности). Стратегия должна быть актуализирована в 2030 году.

Также важно, что в самом Распоряжении указано, что в шестимесячный срок должен быть разработан план реализации Стратегии с перечислением ответственных, то есть та самая Дорожная карта, которая будет обсуждаться на КЭФ.

В самом начале документа дается оценка социально-экономического развития СФО на данный момент. «Экономика большинства субъектов Российской Федерации, входящих в состав Сибирского федерального округа, ориентирована на добычу и обработку полезных ископаемых, развитие крупнотоннажной химии и электроэнергетики». При этом интересно, что там же говорится: «Сибирский федеральный округ обладает уникальными конкурентными преимуществами и потенциалом развития, обусловленными сочетанием богатства природных ресурсов (как ископаемых, так и возобновляемых, в том числе лесных, почвенных и водных ресурсов), выгодного географического положения и накопленного высококвалифицированного трудового ресурса <…> В то же время значительная доля производств высоких переделов, кадровая обеспеченность, расположение отдельных наукоемких предприятий позволяют обеспечить развитие производственных цепочек на всех этапах передела, от добычи ископаемого или выращивания сырья до отдельных видов производства сложной продукции, в том числе электроники, электротехники, продуктов промышленной химии, продукции высоких переделов лесопромышленного комплекса».

Также в документе говорится, что территория Сибирского федерального округа характеризуется неравномерностью развития (перечислены дотационные и депрессивные регионы). Уточняется, что транспортная доступность удаленных регионов в ближайшее время будет повышена за счет реализации инфраструктурных проектов, в том числе развития судоходства. Однако уточняется, что удаленность Сибири от основных рынков сбыта вызывает необходимость максимизации стоимости производимой продукции с целью сохранения низкой доли транспортных затрат в полной себестоимости. В качестве плюса также отмечается наличие гидроэлектростанций. Кроме того, отмечается, что регионы обладают огромным потенциалом развития всех видов туризма.

При этом уже на первых страницах документа делается следующий вывод: «Обеспечение стратегической устойчивости Сибирского федерального округа требует создания нескольких источников экономического роста, не ограниченных сырьевым потенциалом округа. Ключевыми особенностями развития современного промышленного производства являются продолжение роста производительности труда и сокращение доли оплаты труда в добавленной стоимости».

О проблемах

Перечислены в Стратегии и основные системные проблемы социально-экономического развития Сибирского федерального округа:

– низкая глубина переработки;

– низкий уровень развития транспортной и логистической инфраструктуры, удаленность от основных рынков сбыта;

– низкий уровень доходов населения;

– низкое качество среды для жизни, экологические проблемы (в том числе загрязнение воздуха и воды, отсутствие эффективной системы реабилитации и рекультивации земель);

– низкое качество городской среды;

– сокращение населения;

– низкая плотность населения;

– неравномерность размещения и изолированность городов;

– высокий уровень безработицы;

– большое количество производимых отходов при низком уровне их переработки.

Цели и задачи

«Целью социально-экономического развития Сибирского федерального округа является создание условий для повышения конкурентоспособности экономик субъектов Российской Федерации, входящих в состав Сибирского федерального округа, обеспечение их экономического роста и, как следствие, повышение уровня и качества жизни населения», — говорится в документе.

Далее перечисляются основные задачи, первая из которых — опережающее развитие экономики за счет создания условий для масштабного привлечения частных инвестиций, формирования индустриальных кластеров.

Также говорится о важности строительства социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, о необходимости устойчивого роста численности населения (за счет создания экономических стимулов и улучшения экологической ситуации), а также о потребности во внедрении современных технологий производства и рационального использования природных ресурсов.

Кроме того, в Стратегии обозначены следующие приоритеты социально-экономического развития:

– выравнивание социально-экономического положения с европейской частью России;

– развитие базовых бюджетообразующих отраслей;

– увеличение урожайности;

– улучшение состояния окружающей среды.

Что касается ключевых долгосрочных возможностей для развития округа, среди них названы:

– достижение полноты вовлечения в хозяйственную деятельность природных ресурсов округа, учитывая ограничения экономической целесообразности и предельного уровня воздействия на окружающую среду и принимая во внимание риски для занятости, сопряженные с ростом производительности труда;

– создание предприятий, опирающихся на существующие элементы производственной специализации и человеческого капитала в округе и ориентированных на экспорт услуг и товаров с нулевой или низкой долей транспортных затрат в полной себестоимости.

При этом развитие Сибирского федерального округа предполагается осуществлять с использованием существующей сырьевой базы как основы для построения производственных цепочек, а также с максимизацией длины возможных производственных цепочек с целью максимизации создания добавленной стоимости и при обеспечении возможности использования общего пула квалифицированных работников и поддерживающей их инфраструктуры.

В документе говорится, что достижение цели социально-экономического развития Сибирского федерального округа предполагает интенсивное развитие традиционных отраслей экономики на базе их модернизации с использованием современных эффективных технологий, а также устойчивое развитие агропромышленного комплекса и приоритетных туристских территорий, наращивание производства в ряде направлений, развитие транспортной, инженерной и коммунальной инфраструктуры. Кроме того, предполагается реализация проектов по обеспечению устойчивого энергоснабжения на основе возобновляемых источников энергии, материального благосостояния жителей округа на базе эффективной занятости населения с увеличением доли квалифицированного труда и высокопроизводительных рабочих мест, комфортных условий жизни, улучшения состояния окружающей среды, сохранения и развития исторических и национально-культурных традиций и многого другого.

Регионы

В стратегии указываются приоритетные направления развития для каждого региона.

Красноярский край – углубление переработки сырья, увеличение доли услуг и производства нематериальных товаров через использование накопленного научного и образовательного потенциала, дальнейшее развитие транспортной составляющей валового регионального продукта.

Иркутская область – углубление переработки сырья, снижение доли низких переделов в выпуске продукции, а также создание такой отрасли, как газохимия.

Республика Алтай – создания бальнеологических центров — курортов и санаториев, развитие горнолыжного туризма.

Республика Тыва – раскрытие минерально-ресурсного потенциала (месторождения пресных вод, маломинерализованных и минеральных подземных вод, твердых полезных ископаемых (золото, асбест, грязи, соли, полиметаллические руды, песок, гравий), лес), а также развитие туристско-рекреационного и санаторно-курортного потенциала Саянских гор.

Республика Хакасия – развитие сельского хозяйства и туризма.

Алтайский край — развитие разнообразных видов туризма.

Кузбасс – развитие разнообразных видов туризма, диверсификация экономики с созданием рабочих мест в отраслях, не связанных с добычей угля, а также создание новых производственных комплексов на основе глубокой переработки полезных ископаемых и расширение спектра производимой продукции.

Новосибирская область – развитие научного потенциала как основного конкурентного преимущества.

Омская область – развитие химической и нефтехимической отрасли, а также машиностроения.

Томская область – развитие научно-образовательного комплекса, как отдельной отрасли перспективной экономической специализации региона.

При этом указанные направления для развития не исключают и учитывают уже развитые на территориях сферы экономики (промышленность, сельское хозяйство, добычу полезных ископаемых, транспорт и другие), подробнейше проанализированные в полном тексте документа.

Кроме того, в Стратегии говорится о необходимости развития транспортной и энергетической инфраструктуры Сибири, которые планируется реализовать за счет действующих федеральных проектов, а также частных инвестиций.

Кластеры

Кластерному подходу, который вызвал такую шумиху, посвящена отдельная глава Стратегии.

«Для обеспечения устойчивости экономического развития Сибирского федерального округа для ключевых предприятий округа предполагается кластерный подход. Индустриальными кластерами предлагается сгруппировать предприятия, объединенные общей производственной цепочкой на базе того или иного источника природных ресурсов на территории Сибирского федерального округа. В большинстве случаев предполагается близкое географическое расположение предприятий в составе кластеров, но для отдельных предприятий предусмотрено разрозненное расположение в силу ограничений территорий в инфраструктурной обеспеченности, рабочей силе, соображений промышленной и экологической безопасности. К 2030 году с учетом реализации инвестиционных проектов в Сибири будет создано более 500 тысяч новых рабочих мест с учетом смежных отраслей и привлечено более 16 триллионов рублей инвестиций. Выход кластеров на проектную мощность возможен начиная с 2026 года, а их полное развертывание предполагается в период 2030 — 2035 годов», — поясняется в документе.

Далее подробно рассказывается о каждом кластере.

«Лес, лесопереработка и лесохимия» будет реализован на территории Красноярского края, Кемеровской, Иркутской, Новосибирской, Томской и Омской областей. Планируется строительство и модернизация объектов транспортной инфраструктуры, а также создание двух целлюлозно-бумажных комбинатов (в бассейнах р. Енисея и р. Ангары). Предполагается также расширение цепочки производства в сторону более глубоких переделов: производство беленой целлюлозы, картона и упаковки, мебели, клееного бруса, развитие глубокой химической переработки древесины с выпуском водорастворимой целлюлозы для производства полимеров.

«Переработка алюминия» включает Братский, Красноярский, Саянский и Иркутский, Тайшетский и Богучанский алюминиевые заводы, Ачинский глиноземный завод, Красноярский металлургический завод, литейно-механический завод «СКАД», литейно-прессовый завод «Сегал» и «Краспан». Отмечается, что предприятиями кластера предполагается осуществлять производство продукции исключительно высоких переделов. Запланирована и экологическая модернизация заводов.

«Драгоценные металлы» базируется на месторождениях рудного и россыпного золота Красноярского края, Иркутской области и Республики Тыва. Отмечается, что перспективными сферами применения драгоценных металлов являются атомная, электронная, космическая, химическая и медицинская отрасли. Планируется расширение аффинажного производства, производства ювелирных изделий и автокатализаторов, строительство горно-обогатительных комбинатов.

«Цветные и редкоземельные металлы» базируется на месторождениях Красноярского края, Республики Тыва, Алтайского края и Томской области, а также планирующихся к созданию производствах электроники и электротехники в Красноярске и Братске.

«Туризм» (культурно-познавательный, экологический и спортивный) предполагает развитие туристической инфраструктуры озера Байкал и Шерегеша (возможно, и других территорий).

«Сельское хозяйство и пищевая промышленность» — Алтайский и Красноярский край, Новосибирская и Омская области. Предполагаются строительство животноводческих ферм и теплиц, развитие производств переработки зерновых культур, а также создание предприятий по производству продуктов питания, развитие экосистемы контрактного производства зерновых, зернобобовых и масличных культур, а также глубокой переработки производимой продукции.

«Нефть и газ» — Красноярский край, Иркутская, Томская и Омская области. Планируется увеличение добычи нефти и газа и развитие нефтехимических производств.

«Уголь» — Республика Хакасия и Республика Тыва, Красноярский край, Кузбасс, Иркутская, Новосибирская и Омская области. Предполагается развитие добычи и обогащения энергетических и коксующихся углей, расширение железнодорожной инфраструктуры под вывоз угля. Отмечается, что новые перспективы для развития угольной отрасли Сибирского федерального округа связаны с Таймырским угольным бассейном.

Делаем выводы?

Рассмотрев документ внимательно, можно заметить, что, хотя кластерный подход и взят за основу стратегии, но это не единственное, что она содержит. В частности, Новосибирской и Томской области предстоит развивать свой научный потенциал. Кроме того, сырьевые кластеры все-таки предполагают глубокую переработку добытых ископаемых, вплоть до производства готовых высокотехнологических изделий. Радует, что большое внимание в документе уделено развитию сельского хозяйства, производству продуктов питания и, особенно, сохранению и восстановлению экологии.

Есть надежда, что при грамотной проработке Плана реализации данной Стратегии, а также при участии средств федерального бюджета, исполнение этого документа даст действительно серьезный толчок развитию округа, а значит привлечет в Сибирь людей.

Но главное, конечно, чтобы всё это не осталось только на бумаге, как бывало уже не раз…

Читайте также: 

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *