Тренер Поздняковой: из Софии вышла бы отличная футболистка
Одним из первых, кто встречал Софию Позднякову в Новосибирске, был её детский тренер Сергей Степанкин. Он находился в контакте со своей талантливой ученицей на протяжении всего олимпийского турнира в Токио, который завершился для фехтовальщицы двойным триумфом. В эксклюзивном интервью «ЧС» молодой специалист рассказал, какой была в детстве будущая звезда спорта и как удалённо настраивал воспитанницу на олимпийские свершения во время Игр. По словам тренера, из Софии могла бы получиться классная футболистка. Однако Позднякова пошла по стопам отца, четырёхкратного олимпийского чемпиона по фехтованию на саблях, и не прогадала.
— С какого возраста начали работать с Софией?
— Соня пришла в 2007 году, когда ей было девять. Шёл март месяц, а в июне ей исполнилось десять.
— Какое впечатление произвела будущая олимпийская чемпионка на первых занятиях?
— Соня выделялась на фоне сверстниц и девочек из младшей группы первого года обучения. Быстрее всё схватывала и выполняла команды и задачи, была впереди в плане скорости. Лидерство — у неё в крови. Уже тогда было заметно: она настроена только на победу. Не важно, играем ли мы в баскетбол, футбол или фехтуем, для неё существовало только первое место.
— Часто играли в спортивные игры на тренировках?
— Да, у нас есть такое правило: фехтовальщик должен уметь всё — это касается и спортивных игр. Баскетбол — наша основная игра. Также играем в футбол, волейбол, теннис. В этом году добавили в детском лагере лапту. Фехтовальщик развивается всесторонне.
Некоторые сравнивают наш вид спорта с быстрыми шахматами. В зале мы в шахматы не играем, но делаем это в дороге — в основном, в поездах, благо живём мы далеко, в Сибири. Чаще всего отправляемся на соревнования в Москву и Санкт-Петербург. Иногда добираемся на поезде, иногда — на самолёте. Я — за то, чтобы в первые годы дети ездили на поезде — это приучает их к самостоятельности (в том числе — по части питания). Они учатся находить себе развлечения не только в телефоне, но и внутри коллектива.
— В каких именно видах активности София доминировала в детстве? Что ей давалось лучше всего помимо собственно фехтования?
— Лучшая игра для фехтовальщика — это баскетбол, потому что там в полной мере работают руки, ноги и глазомер. Но София преуспевала и на футбольном поле. Будучи совсем маленькой и ещё не показывая больших результатов, она удивила всех на сборе. Соня ехала туда больше для отдыха, а спортсмен отдыхает в игре. Играли с взрослой командой то ли шпажисток, то ли рапиристок, и она обыграла полсборной в футбол. Помню её как быстрого и активного ребёнка, настроенного на победу.
— Это большая ответственность — тренировать дочь Станислава Позднякова?
— Когда она пришла, конечно же, чувствовалась ответственность. Если ученик схватывает всё на лету, это накладывает дополнительные обязательства и на тренера. Бывает, не успеваешь задать вопрос, дать команду или задачу, а ребёнок уже выполняет. Я тогда только начинал работать и ловил себя на мысли, что мне тоже надо развиваться. Мы пытались расти и взрослели вместе: она училась у меня, а я — у неё.
— Могли тогда, на начальном этапе, представить, что она станет двукратной олимпийской чемпионкой?
— У нас нет привычки загадывать. Но спортсмен и тренер должны дружно идти к одной общей цели. Конечно, это не сразу — Олимпийские игры. Всё делается постепенно: сначала нужно пройти путь от первенств Новосибирской области и округа до первенств Европы и мира. Надо работать по возрастающей. Где-то далеко эта цель-максимум горела, маячила, и мы приближались к ней поэтапно.
— Помните, в какой момент впервые задумались об олимпийской медали?
— Такие мысли посетили, когда София дважды выиграла первенство мира среди юниоров в командных соревнованиях. Честно, всегда рассчитывали по большей части на команду. Полная уверенность в том, что ей по силам стать олимпийской чемпионкой, появилась после чемпионата мира 2018 года. Тогда она взяла золото и, как и сейчас в Токио, победила в финале Софью Великую. Стало понятно: есть большой шанс, что человек может выиграть Олимпийские игры не только в составе команды, но и лично.
— Во время Олимпиады в Токио поддерживали связь со своей воспитанницей?
— Мы с Софией всё время были на связи. Я в тот момент находился на сборах на Алтае с младшим поколением. 25 июля беру в руки телефон и вижу сообщение: «Сергей Николаевич, наберите мне срочно». При этом никаких смайликов, так что поначалу было тревожно. Нормальной связи в том месте не было, пришлось ехать за пять километров. Созвонились по WhatsApp — оказалось, всё хорошо, просто Соне хотелось поговорить перед личными соревнованиями.
— Какие-то советы ей в тот момент дали? Или, может, успокоили?
— Мы беседовали просто на общие темы. Касаемо фехтования мы вспомнили её детские, подростковые и юниорские успехи, всю работу тренеров: и мою, и других людей, которые взаимодействовали с ней в сборной. Каждого отметили добрым словом. Ничего ей не желал. Как она сама говорила: «Как пойдёт, так пойдёт. Получится — хорошо, нет — ничего страшного. Для меня победа — уже то, что я попала на Игры. Это был тяжёлый путь». Каждый день брали ПЦР-тесты, и Олимпиады могло вообще не быть. В такой ситуации само участие — уже достижение. На этой ноте мы и попрощались. Разумеется, ненадолго.
— Когда вы испытали больше эмоций: после личной виктории Софии в Токио или командного успеха?
— Это совершенно разные соревнования. В личных я переживал почему-то меньше, чем в командных. Во втором случае речь идёт об огромной ответственности не только за себя, но и за партнёров. Естественно, была большая радость после личной победы. Ну а когда ещё и командой выиграли, это было двойное счастье.
— Наблюдается ли приток в секции или, может, даже фехтовальный бум на волне успехов Софии Поздняковой?
— С каждым годом интерес к фехтованию растёт, и набираются новые группы. Звонят родители, приходят дети. Раньше мы тренировались на стадионе «Спартак». Но со временем все желающие чисто физически не помещались в те маленькие залы. Построен большой фехтовальный центр, в котором мы сейчас находимся, но на сегодняшний день и его нам уже недостаточно. На «Спартаке» мы даже приостановили набор. Конечно, всегда ощущается бум после Олимпиады. Так было что в 2016 году, что сейчас. Наблюдался всплеск и после открытия этого зала.
Важно, что было много трансляций олимпийского фехтования по центральным каналам. Показывали не только финалы, но и предварительные бои. Мне звонили друзья, которые смотрели бои и делились впечатлениями. Благодаря телевидению страна, область и город узнают больше про наш спорт. Как только люди его видят, они сразу же в него влюбляются.
Огромное спасибо Сергею Степанкину, человеку с огромным добрым сердцем, иначе бы София не звонила. Здоровья, удачи и талантливых спортсменов!